Архив новостей

11 февраля 2009

Национальное исследование «Роль public relations в работе предприятий Беларуси»

Национальное исследование «Роль public relations в работе предприятий Беларуси» Цели проведения исследования:

- определить роль PR-технологий в работе предприятий Беларуси;
- выявить специфику потребностей в PR-услугах в различных отраслях экономики РБ;
- оценить состояние PR-отрасли в РБ с точки зрения кадровых ресурсов и потенциальной потребности в них;
- определить тенденции развития отрасли;
- оценить уровень знаний о public relation в среде руководства местных предприятий;
- дать рекомендации по наиболее эффективному распределению внутренних ресурсов и взаимодействию с субподрядными организациями.

По результатам опроса выявлено:

Место public relations в деятельности компаний:


Организация управления public relations по формам организации работы:

 
Определяющие факторы при выборе подрядчика public relations:


Выводы: 
Наиболее развиты функции PR в таких отраслях, как телекоммуникации, IT, финансы, автомобили, табачная отрасль. Это сегменты рынка с высоким уровнем конкуренции и значительным присутствием компаний с иностранным капиталом.
 
В основном функции PR выполняются отделами маркетинга и рекламы. Предприятия мало инвестируют в PR, не смотря на то, что 31% из опрошенных отводят этой деятельности значительную роль. Это говорит о скрытом потенциале отрасли, и в ближайшие годы следует ожидать значительного роста потребности в PR-специалистах.
 
В Беларуси мало развит аутсорсинг PR-услуг (11,9%). Большая часть компаний, которые отдают на аутсорсинг PR, имеют в штате специалистов или отделы. Это свидетельствует о значительном объеме работ в сфере PR, с которым не может справляться человек или отдел. Как говорилось выше, компании в Беларуси пока не готовы отдавать всю работу по PR-специализированным агентствам, да и агентств таких пока недостаточно. Чаще всего на аутсорсинг отдаются такие работы, как размещение статей в СМИ, написание и рассылка пресс-релизов, организация пресс-конференций, подготовка мониторингов. Безусловно, рынок аутсорсинга в Беларуси будет расти. Уже сегодня есть прецеденты, когда агентства участвуют в разработке и реализации PR-стратегии, как одной из частей общей стратегии развития компании на рынке. Потенциал роста аутсорсинга в Беларуси очень большой.
 
При выборе PR-агентства компании руководствуются известностью агентства на рынке, портфолио и качеством услуг. Цена не является определяющим фактором.
 
Примечательно, что 11,9% опрошенных ответили, что сотрудничают с PR-агентствами, однако оценили работу агентств 61,3% (из них 89,9% — положительную).
 
Сотрудничающие с PR-агентствами :
39,3% — всегда четко и корректно,
50% — чаще четко и корректно,
 
Не работающие с PR-агентствами:
29,8% — всегда четко и корректно,
60,3% — чаще четко и корректно,
8,3% — чаще либо всегда некорректно и нечетко.
 
При принятии решения о работе с PR-агентством необходимо:
- Составить список PR-задач, стоящих перед организацией.
- Оценить имеющиеся внутри организации финансовые и трудовые ресурсы, а также оценить возможности рынка PR-услуг.
- Прописать схему взаимодействия собственных специалистов и специалистов PR-компании и ответственность каждой из сторон за этапы и результаты работы.
 
В результате опроса также выяснилось, что люди, которые отвечают в компаниях за связи с общественностью, не уверены в том, что они говорят. Об этом говорит и тот факт, что 68% опрошенных не готовы были представиться. Скорее всего, это свидетельствует об отсутствии согласования с руководством, что можно говорить, а что нет. Т.е. нечетко определены функции специалиста. PR-менеджеры очень далеки от своего начальства и не принимают участие в разработке и решении стратегических вопросов. Кроме того руководители компаний имеют очень смутное представление о деятельности в области PR.

 
Коммуникационная группа АГТ